18 октября 2010

Веронский форум под знаком трёх «Э»

Без энергии человечество обречено на растительное существование. Но производство энергии загрязняет наш мир и становится всё более дорогим. Эти очевидные факты не снижают проблем водного и продовольственного дефицита на Земле, но с небывалой ранее остротой ставят перед человечеством задачу перехода к энергоэффективной экономике и энергосбережению.

Прошедший на прошлой неделе в североитальянском городе Вероне форум «Государственно-частное партнёрство в целях повышения энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики» позволил обсудить и теорию, и практику этого жизненно важного вопроса. Форум, организованный Национальным институтом внешней торговли Италии и ассоциацией «Познаём Евразию» при поддержке Совета Федерации России и сената Италии, прошёл, как выразилась возглавлявшая российскую делегацию заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова, под знаком трёх «Э»: энергоэффективность, экология, экономика. Очевидно, что в современном мире ни одно из этих понятий не может существовать в отрыве от другого. Потому что если мы не сможем в самое ближайшее время создать новое качество жизни, основанное на «зелёной промышленности», то, как заметила Светлана Орлова, «будем питаться одними таблетками и нами будут править фармацевтические компании». По её мнению, «энергосбережение касается каждого человека, каждой организации, каждого населённого пункта. С 2000 года в России энергоёмкость ВВП снижалась почти на 5 процентов в год. Это один из самых быстрых темпов снижения в мире за этот промежуток времени. С 2000 по 2009 год она снизилась примерно на 35 процентов». Светлана Орлова полагает, что сегодня необходимы экологические «зелёные стандарты» для регионов, муниципалитетов и производственных циклов в промышленности и сельском хозяйстве, чтобы сократить вредные выбросы в воздух, объём которых составляют 36 миллионов тонн в год.

Заместитель главы российского Министерства экономики Александра Левицкая сообщила, что в реальности альтернативные источники могут дать не более 5–6 процентов необходимой энергии, а инвестиции в энергоэффективность и энергосбережение потребуются в размере сотен миллиардов долларов. Она призвала взвешенно и планомерно, но без чрезмерного энтузиазма и экзальтации заниматься этими вопросами. Заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко отметил, что с 1990 года на Российскую Федерацию приходится около половины сокращения эмиссии парниковых газов «благодаря политике нашего государства». Если в XIX веке основным двигателем прогресса был паровой двигатель, конец XX века ознаменовался взрывным развитием телекоммуникаций и связи, то знаменем и показателем прогресса в XXI веке будет энергоэффективность.

Италия сегодня является признанным европейским лидером в энергоэффективности. Начиная с первого нефтяного кризиса 1973–1974 годов эта страна, отнюдь не самая сильная экономически в тогдашней Европе, к тому же обделённая собственными энергоресурсами, стала последовательно проводить комплекс организационных, правовых, технико-технологических и информационных мер, направленных на снижение удельных затрат энергии во всех отраслях хозяйства и в жилищном секторе.

По данным Альдо Фумагалли, председателя комиссии по устойчивому развитию федерации промышленных предприятий Италии Confindustria, cегодня на душу населения в стране тратится на 22 процента меньше тепловой и электрической энергии, чем в среднем по ЕС, а за 2002–2005 годы страна на 30 процентов сократила водопотребление. Понятно, что в Италии тепло, но у тёплого климата есть обратная сторона: не менее 6 месяцев в году приходится использовать кондиционеры. И здесь тоже есть резервы.

Рино Романи – руководитель управления по энергетической эффективности Enea (Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергетике и устойчивому экономическому развитию) указал на разницу между энергоэффективностью и энергосбережением. Первое, по его мнению, – это не отказ от чего-либо, а лишь уменьшение объёма энергии при сохранении объёмов производства и образа жизни. Второе – это некая экологическая жертва, сознательный отказ от чего-либо привычного, но вредного для окружающей среды. Впрочем, жертвы эти часто условны, а иногда и не приносят никакого дискомфорта.

Глава Enipower Джованни Милани рассказал о летней кампании «Eni без галстука». В жаркий период сотрудникам компании разрешалось ходить в лёгкой неформальной одежде, что позволило Eni сократить на 9,5 процента и 418 000 кВт/ч. потребление электроэнергии. Есть и другие, более масштабные резервы чистой и эффективной энергетики. По мнению Милани, Россия, собирая, а не сжигая, как сейчас, попутный газ, могла бы на 5 процентов прирастить производство газа, а за счёт снижения энергопотерь на тепловых станциях получить экономию энергии на 31 процент. По приведённой им оценке Всемирного банка, Россия может сократить на 45 процентов (или почти на 300 млн тонн условного топлива) общие энергорасходы, что дало бы экономию в 80 млрд долларов в год.

Роберто Пело, глава российского представительства Института внешней торговли Италии, уверен, что любой форум должен иметь на выходе график конкретных действий до следующего форума. «Наш институт нацелен на частно-государственное партнёрство малых и средних предприятий России и Италии», – сказал он, подчеркнув, что видит задачей организацию двусторонних встреч для обсуждения конкретных проектов. «Энергетика пока не была сферой нашей работы, но в этом году семь дней в Москве мы обучали 15 российских менеджеров и госслужащих по теме возобновляемых источников и энергоэффективности, после чего благодаря Enel они посетили солнечную энергетическую установку в Неттуно», – рассказал Роберто Пело. Он подчеркнул, что «Made in Italy – это не только мода: около 60 процентов итальянского экспорта в Россию – это товары, потребляемые российской промышленностью», и поделился идеей провести ещё до конца этого года российско-итальянский бизнес-форум.

В целом выступления с итальянской стороны имели больше конкретики, технологических предложений и опоры на опыт. Российские участники часто ограничивались декларациями о намерениях, либо отчётом о самых простых и понятных мерах, вроде утепления подъездов. Чувствовалось, что на путь к энергосберегающей индустрии Россия только-только становится.

По итогам конференции можно сделать ряд выводов. В приложении к России обсуждённые на форуме вопросы выглядят следующим образом. Для жилищного сектора энергоэффективность и энергосбережение – это прежде всего новые строительные материалы и энергоэкономные технологии строительства. Солнечные батареи и ветряки по климатическим причинам сегодня едва ли рентабельны для страны с пока относительно недорогими энергоресурсами. К тому же площадь под газовую станцию, по данным Эрнесто Ферленги – вице-президента и главы представительства Eni в России и СНГ тысячекратно превышает площадь газовой электростанции той же мощности. Поэтому главное – снижение энергопотерь при производстве, транспортировке и потреблении энергии. А в качестве альтернативного источника тепло- и электроэнергии наиболее перспективное направление – развитие технологий максимально эффективной переработки и сжигания биотоплива: от растительного этанола до древесины и древесных отходов. Важным является также сокращение расстояний передачи энергии, то есть локализация и приближение к потребителям её источников. Впрочем, самое главное требование ко всем таким проектам – комплексность и долгосрочность горизонта планирования с чётким контролем достижения целей.
 

Источник: Парламентская газета